На стройке станции метро "Ходынское поле"
|
|
15 июня 2015 мне посчастливилось попасть в немногочисленую группу из 12 человек, приглашенных на экскурсию на строящуюся станцию метро "Ходынское поле". Шанс такой выпадает не каждый день, так что, по совету мужа, я отправилась смотреть, как же у нас строят метро. Чтобы попасть на подобные экскурсии, которые периодически устраивает департамент градостроительства Москвы, нужно вовремя уловить на их официальном сайте, или в социальных сетях информацию о приеме заявок на экскурсию, и отправить свои данные по указанному электронному адресу. И ждать. Затем среди поступивших заявок случайным образом выберут порядка 10, и пригласят. В заявке можно указать себя, максимум - себя +1 сопровождающий. Итак, расскажу, что мы там увидели, и что нам поведали.
Сначала всем выдали каски, жилеты, провели краткий инструктаж по технике безопасности, уточнили, нет ли у кого фобий, типа боязни высоты. Конечно, на такую экскурсию нужно одеваться в удобную одежду и обувь. Наконец, мы прошли на строительную площадку, где нам поведали в целом о планах по строительству третьего пересадочного кольца московского метрополитена, показали карту, обозначили, тендер на строительство каких конкретно станций выиграла и осуществляет данная компания (Ингеоком).
Основную часть нашей группы составляли даже не экскурсанты, а съемочная группа канала "Москва 24", сотрудники проекта "Активный гражданин", фотографы "Вечерней Москвы" - в общем, СМИ.
Затем нам рассказали основы строительства станций метрополитена в принципе. Например, что различают закрытый способ строительства, без вскрытия поверхности, и открытый способ, при котором тоннели и станции строятся в разрытых котлованах и после засыпаются грунтом.
Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, станции мелкого заложения строятся преимущественно открытым способом. Такой - станцией мелкого заложения - и является "Ходынское поле". И она тоже строится открытым способом.
Далее нам поведали, в качестве ответов на наши вопросы, какие факторы влияют на выбор глубины заложения, и слегка затронули прочие вопросы проектирования. Ну а затем было предложено спуститься по лестнице из арматуры на дно котлована - на 26 метров (такова глубина заложения "Ходынского поля"). Спустились. =) Было немного неприятно, ведь лестница вся прозрачная, щели огромные, а высота приличная - почти 10этажный дом.
Тут нам вкртаце озвучили этапы строительства: сначала в котловане отливают опоры,
затем, когда все застынет, ставят по всей ширине специальные распоры (трубы на фото):
проводят временные коммуникации и т.д., и т.п. Внизу весьма холодно, хотя на поверхности и +30, и вроде котлован открытый. И очень сыро. Задали вопрос, подробно ответили, что воды бывает по-разному, в зависимости от геологических условий, и на этой станции ее вроде б совсем немного считается. Ну не знаю, текло там водопадом прямо, под ногами все хлюпало.
Разумеется, воду нужно постоянно откачивать насосами. Затем нас провели в ту часть стройки, где будет непосредственно платформа станции. Тут, честно говоря, ожидаемо, мало что впечатлило.
Проторчали мы тут долго, потому что по какой-то загадочной причине (освещение тут хуже всего, да и вокруг ничего особо нет, кроме голого бетона) телевизионщики решили взять интерьвью у молодой парочки именно тут. Ну и разбредаться по стройке, конечно, нельзя. Так что большая часть времени экскурсии прошла в не самой интересной ее части.
Затем мы снова вернулись в котлован, к тоннелям, где уже другой сотрудник нам рассказал конкретно об этапе строительства тоннелей. Это уже было гораздо интереснее. Нам пояснили, как тоннелепроходческие щиты продвигаются в грунте, сначала грунт поступает в герметичную камеру, а затем по принципу мясорубки поступает на конвейер и выводится из тоннеля в котлован, а потом поднимается наверх. Длина такого "червя" (на площадке работает три щита, два из них - канадской фирмы Lovat, третий тоже зарубежный какой-то) - 100 метров. За месяц этот щит в среднем проходит около 300м, а стоит такой агрегат порядка 15 млн. евро. Через каждые +- 600 метров у него надо менять части, его останавливают и обслуживают.
Кстати, метростроители, как оказалось, не лишены романтики: когда-то Ричард Ловат, основатель фирмы-изготовителя тоннелепроходческих щитов Lovat, решил, что все комплексы, произведенные его компанией, будут носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Как ни странно, сущая правда: сотрудники площадки все называли щит, про который рассказывали, Юленькой. Далее взяла нас гурсть-печаль: по тоннелю пройтись нам так и не разрешили, и хотя во всех новостях и на офиц. сайте написали, что прогулялись, нам даже до ворот дойти не разрешили. Сказали, что требуется особое разрешение и прочие меры безопасности. Поглядели снаружи.
Но я вот раздобыла фоточку из интернета, с их офиц. сайта, как выглядит тоннель внутри на этапе строительства метро:
На поверхности видели элементы тюбинга - сборной обделки тоннелей.
Рассказали о подведении временных коммуникаций. Труба сверху - временная вентиляция, затем при вводе в эксплуатацию вентиляция осуществляются уже через столбы, прокопанные до поверхности на протяжении тоннеля. А вот эти трубы - подведение воды для охлаждения щита во время работы:
Вот так в целом выглядит стройплощадка:
Что ж, пришло время выбираться на поверхность, все по той же потрясной лесенке.
Вот такой получилась моя экскурсия на строющуюся станцию метро. Поражает ли воображение? Не знаю, не особенно. Вот если бы мне показали тоннелепроходческий щит в действии (вхолостую) - другое дело. =))) Но вообще опыт довольно интересный. Если есть время и желание, стоит попробовать подать заявку. Я слышала, что в скором времени, примерно через месяц, будет экскурсия на "Петровский парк".